Последние дни ООО "Компания"

по мотивам данного произведения: Последние дни ИП Пупкина

Продолжая жить в провинции, я хочу также продолжить уже начатый цикл статей, о местных особенностях ведения бизнеса. В данной статье будет рассматриваться не маленькое ИП, а средне-крупная компания. Назову я её ООО "Компания", и под её лицом соберу всё самое страшное и мерзкое, что я когда либо видел в ведении бизнес-моделях в нашем регионе. Постараюсь рассказать именно о тех моментах, которые влияют непосредственно на бизнес. И допустим ни одна компания в итоге не пострадала критично и ещё просуществует несколько лет при всех этих раскладах, но некоторые процессы и процедуры очень сильно пострадали.

Все случаи не выдуманы и являются существующей практикой, но не относятся к какой-либо компании конкретно, а имеют собирательный образ под названием ООО "Компания".

Девиз: "во всём виноват директор".

Если компания небольшая и помимо директора есть ещё учредители, которые привносят определённую управленческую составляющую, то виноваты и они. Но, на всех документах как правило стоит подпись директора. Любой бизнес процесс зависит только от его решения. И это очень сложно. Поэтому обычно директора ищут себе помошников. Но не просто девочек-секретарей, а что-то вроде приемника. О приемниках и доверенных лицах пойдёт разговор позже. А сейчас на живых примерах рассмотрим некоторые ошибки, которые не зависят ни от кого, а только от директора. Всего мы конечно не увидим, только факты. Это не пособие по бизнесу, это всего лишь помойка событий.

Персонал

Редко кому достаётся хороший и добрый директор. Это закономерность. Но как правило хорошим людям достаётся хорошее. Если вы добры к людям, то и люди добры к вам. Допустим вы устроились на работу и первое впечатление от директора: "Какой умный, добрый, вежливый". Вы стараетесь ему соответствовать и ваше общение происходит в вышеописанном ключе. Но помимо вас двоих в компании ещё работают люди. Так называемый внешний фактор вашей цепочки отношений. Кто-то косячит, директор злится, вы попадаете под горячую руку, вас это ранит. Вы обижаетесь и меняете своё отношение к директору. Всё чисто почеловечески. И в итоге у вас тоже плохой директор. А он потом даже не пытается ничего востановить. Ему это надо ещё меньше чем вам, ему же ещё потом вас увольнять когда-нибудь. Вся эта ситуация настигает апогея, когда директор сталкивается с очень сильной оппозицией в лице персонала. Ситуация: компания большая, HR еденицы нет, с персоналом вся работа на уровне руководителей. Руководители зажратые, по мнению средних работников очень приближенные к директору, массовое недопонимание между линиями руководства. Младший персонал саботирует более старший, более старший режет премии более младшему. Поголовная мания величия. Назвать происходящее можно как угодно, мышиной возьнёй, змеиным клубком, борьбой спермотозоидов за яйцеклетку. Радикальное решение директора основанное на принципе "креативного разрушения" было уволить часть руководящего персонала. Этим решалось две проблемы: сокращение затрат (так как руководство обычно много получает) и проявление лояльности с среднему классу. Обязанности руководителей распределили между оставшимися начальниками, что-то отдали младшему персоналу. Некоторые подразделения расформировали. Как без них потом работала компания? Да отлично: некоторые более опытные в плане руководства и специфики работы предприятия открыли свои собственные маленькие ИП локально очень приближённые к ООО "Компания". Соответственно ушла часть клиентской базы. Не на электронных носителях, даже а как-то по дружбански, через менеджерские связи. Ведь ИП проще продать "подешевле" недилерский товар. Получается, что часть недилерской номенклатуры мыло отдано конкурентам, которых сами и наплодили. Другие сотрудники пошли работать к конкурентам как "узкие" специалисты, перетянув ту же самую клиентскую базу и конечно же технологии, эксклюзивные инновационные продукты, а так же свой опыт. Получает плюс ещё одна конкуренция по узкому, но очень интерсному направдлению в бизнесе. Третьи непричиняя никакого вреда остались без работы, либо устроились на предприятие не конкурирущее с ООО "Компания". По сложившейся ситуации % третьих лиц минимален. Так как человек идёт по пути наименьшего сопротивления и устраивается работать туда, где требуется его приобретённый ранее опыт.

Отступление: ООО "Компания" это серьёзное предприятие, которое на рынке занимает лидирущее место, в ней работают люди, в основном которые умеют работать в данной области. Либо они учатся (получают опыт), либо быстро приобретают опыт, чтобы на фоне остальных сотрудников выглядеть достойно.

Поэтому наибольший % из уволенных руководителей ушли работать к конкурентам, либо кто посмелее организовали свой бизнес.

И последний из значимых моментов это отклик клиентской базы. Клиенты больше не услышат менеджеров с которыми они раньше общались и могут уйти к конкурентам, потому что там никого не меняли последние 5 лет. Что-то типа: "Да я в ООО "Компания" не буду больше покупать, там Зину уволили, я лучше у Люды в ООО "Организация" куплю". клиенту по сути плевать, что у кого-то там в голове сработало креативное разрушение, он работал с че-ло-ве-ком, нет человека - нет проблемы.

От сюда вытекает уменьшение продаж, переток клиентов, сокращение доли рынка. Оставшемуся персоналу это будет приподносится как "новая волна кризиса", "плохая сезонность", либо обратное "у нас всё хорошо, мы снизили затраты, можем меньше зарабатывать" - хотя последнее полный бред, врят ли так кто-нибудь скажет. Кто виноват? Я уже говорил, виноват директор. Что он должен был сделать? Не терять людей. Остаться с ними в хороших отношениях, проявить человечность. Обычно делается наоборот, человека вынуждают уволиться и он уходя забирает с собой всё к чему прикосался. Полное форматирование раздела диска "менеджер" в большом кластере ООО "Компания".

Другой пример. Большая компания - большая зарплата. Набирается большое количество персонала на большую зарплату для реализации каких-то фьючерных проектов. Проектов пока что нет, но тенденция рынка вроде как сообщает что они вот-вот появятся. И если не будет людей, то некому будет эти проекты делать. ФОТ вырастает почти в 2 раза. Персонал не обученный, малопонимающий что делать. Отбирался очень долго и в итоге заняв свои рабочие места приступает к работе. Вроде бы работает, но результата нет. Вернее есть, но это старый, прежний результат, а персонал набирался под новые свершения, а их не происходит. ФОТ вырос, а прибыль осталась такая же. Через некоторое время ООО "Компания" сама себя сожрёт. Чтобы этого не произошло, нужно просто уволить всех кто ходит на работу, а всех кто ещё и работает на работе нужно оставить.

Приближённые и доверенные лица

Приближённые лица, это сотрудники, которые занимают одну как правило из руководящих должностей в компании и являются для директора опорой и советником в большинстве вопросов. Как правило по бизнесу выбирают себе приближённых лиц того-же самого пола, для интимных вопросов противоположного.
Доверенные лица, это люди которые были рекомендованы кем-то влиятеьным, либо зарекомендовавшие себя ранее на других местах работы, либо просто высококлассные специалисты, которые на собеседовании показали свой профессионализм и выполнив определённый ряд проектов становятся доверенными лицами для директора. До приближённых лиц им далеко, но для себя они вполне довольствуются "малым".

Ситуация как с теми, так и сдругими очень много. Данная схема есть в каждой организации. Как правило этих лиц никуда нельзя деть из компании, так они являются краеугольным камнем. Но тот момент что директор им доверяет и советуется с ними порой оказывает непоправимое влияние целиком на компанию. Вот некоторые примеры.

Приближённое лицо лобирует свои интересы в отношении другого персонала. Он рекомендует кого уволить, а кого оставить. Его личные притязания отражаются на бизнесе, так как он является серым кардиналом. Он всегда может обо всём договорится с директором, это все знают. 90% того что будет так, как он решил и у персонала 2 пути, либо убедить что их решение правильное, либо не позволить ему об этом узнать. Приближённые лица лихо проделывают любые свои тёмные дела перед носом у директора. Некоторые бумажки которые подписываются не из папки с документами, а из рук приближённого человека редко проверяются. Такой человек как правило хороший работник, он впахивает за идею и молится на директора, работает либо очень давно, либо с основания организации, иначе бы он не стал приближённым. Он является лучшим кадром благодаря этому он стал ближе, а от того что стал ближе он стал ещё лучше. Всех кто переходит дорогу этому человеку в ООО "Компания" ждёт всегда одна участь, - растрел... извините увлёкся... увольнение. Именно этот человек способен из любого проходимца сделать для директора "доверенное лицо", ему достаточно просто посоветовать.

Доверенное лицо сразу понимает свой статус. Когда человеку начинают доверять, и у него есть инстинкты хищника, он максимально всё хочет взять под свой контроль. Человеку выделяют немного власти и он её применяет везде. Везде по чуть-чуть, чтобы все знали, что ему это доверили. Далее скорость, это сестра жадности. Чем быстрее доверенное лицо поймёт о своих возможностях, тем больше сделает во благо. Но не во благо ООО "Компания". А с хрена ли? Вспомните от куда берутся доверенные лица. Они не работают годами как приближённые, они пришли из тьмы и скроются там же. Главный их козырь в том, что их посоветовали и ещё пока что не раскусили. Если приближённые занимаются толерантным уничтожением всего живого на протяжении долгого времени, то доверенные как можно быстрее прибирают к своим рукам всё что блестит не думая о последствиях, они никогда долго не задерживаются. Вот например, человеку поручили снизить затраты: доверенное лицо своей небольшой властью решил перевести всю организацию на другого банковского опреатора пластиковых карт. На вопрос как получать деньги тем, у кого поблизости нет таких банкоматов, он предложил получать с комиссией в старых. В новом банке подтвердили, что обращался, просил откат, обещали дать! Далее собрал всех операторов связи и устроил дэмпинг, о корпоративных номерах не подумал совсем. Привлёк на проект организацию в которой ранее работал, крупную и солидную фирму, в замен той что была ранее поменьше, да и надоела уже всем. На ранних стадиях проекта молодые сотрудники солидной фирмы, которые очень любят деньги, распродали всю клиентскую базу всем конкурентам ООО "Компания", крупным и мелким. Для некоторых даже делали обновления. Пока на договорных отношениях между компаниями внедрялся проект, мелкие сотрудники поживились чем смогли. Спросить к сожалению не с кого, компания крупная, да и стыдно как-то спрашивать, ведь она же уважаемая. И директору этой крупной компании невдомёк чем его сотрудники дышат. Впринципе все довольны, доверенное лицо наверно получил бонус за такого крупного клиента как ООО "Компания", проектная организация получила деньги и проект, сотрудники этой организации получили мелкие бонусы распродавая интеллектуальную собственность (кстати очень были удивлены ранее уволенные сотрудники ООО "Компания" что так в открытую продаётся то, над чем они работали годами), ООО "Компания" избавилась от той проектной организации которая ей надоела, это не большой но плюс. О качестве проекта остаётся только гадать, но так как компания крупная и всё таки от доверенного лица, то скорее всего там всё всех устроит по умолчанию. Далее, чтобы сократить ФОТ доверенное лицо предложил всех отправить за свой счёт, но только по документам, а в реальности люди должны были работать и получать деньги в чёрную. Практически все работники согласились. Но в трудовую инспецию всё же просочилось. Ничего, закрыли глаза, лицо то доверенное. Устроив под себя прозрачность всех финансов, получив контроль над закупкой и полатой, доверенное лицо может спокойно себе купить компьютер, диван, самолёт, всё зависит от величины компании в которой он работает. Доверяй, но проверяй. Ну а тот кто приблизил, доверил, или доверил а потом приблизил виноват сам. Виноват директор. Это частный случай доверенного лица, некоторые рушили бизнес под корень. Кто-то мутит все хоз вопросы через себя, кто-то заказывает оборудование. В нашей стране воруют все, больше всех воруют доверенные лица. Решение одно, не доверять приближённым, не приближать доверенных. Я могу и ошибаться. Я вообще не эксперт, что вижу то и пишу. ))

на этом заканчивается первая часть этой грустной истории. конечно же ООО "Компания" не развалилась из-за нескольких негативных факторов, но сколько было и будет в связи с ними неприятных моментов, и не с честь.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самый правильный поступок

Кошелёк

Футбольные страсти (записки перфекциониста)